?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Двоедане
blog_shumkov
Рядом с селом где я родился есть двоеданское кладбище.
Не полагалось им не жить ни умирать рядом с мирскими.
Правда теперь на нем хоронят всех, не разбирая двоеданин или нет.
О том, кто такие двоедане, чем они отличались от людей обычных и почему их много было в наших краях-тема долгая.
Понатворил делов патриарх Никон со своей реформой Русской Церкви в середине 17 века. Правда, уже в 1666 году Собор  самого отстраненного Никона за "перегибы" осудил, зато реформу, расколовшую всех верующих России надвое, утвердил и продолжил.
Тех же кто отказался подчиняться новым порядкам называли раскольники, старообрядцы и преследовали жестко, если не сказать жестоко.
Оттого и искали они себе место на окраине к которой в то время относилась Тобольская губерния.
Да и сами они ни государство ни официальную церковь ни вероотступников шибко не жаловали. Никон за свои деяния получил прозвище "Антихрист". Тех кто отступил от дедовских традиций стали звать "мирскими".
В проявлении государственных инициатив старообрядцы видели грядущий конец света.
Наиболее популярным спасительным средством от предстоящего Апокалипсиса и пришествия Антихриста у старообрядцев стала очистительная сила огня. Набиваясь в скиты или просто в деревенские избы до нескольких сотен человек вместе с малыми детьми устраивали они массовые самосожжения, прозываемые попросту- "гари".
В 1680-е такие гари приобрели размах нешуточный. В 1679 году на реке Березовка сгорело более 300 человек, а  в 1687 году в Тюменском и Тобольском уездах себя сожгли почти 400 человек.  Для количества населения Тобольской губернии того времени такие потери были просто катастрофическими!
Потом гари пошли полыхать по реке Пышма и Исеть, охватили Ялуторовский и Курганский уезды.
Подбивали народ на самосожжение, как правило, проповедники-фанатики, предвещавшие скорый конец света, спастись от которого можно лишь предав себя огню.
Вобщем-то- типичный религиозный фанатизм, отличающийся в своих проявлениях от других религий разве, что тем, что вместо вреда другим причиняются страдания себе и своим близким.
После ужесточения борьбы с гарями возникла практика самоутопления (Ялуторовский уезд) и самопогребения. Правда она такого широкого распространения не получила. 
Бежали старообрядцы целыми деревнями и уездами, бежали и на окраину и за пределы государства российского.
Немалая часть из них в поисках новой родины рассеялась по миру, уйдя на Кавказ, в Китай, в Европу, уехав в обе Америки, обогатив и генефонд и благосостояние тех стран.
Количество бежавших из страны было спосоставимо с размером иммиграции после Гражданской войны. Россия -щедрая душа) людей ей никогда не жалко). Так что утечка и умов и их носителей изобретены в нашей стране совсем не в 20-м веке. 
Ситуация лишь немного изменилась при Петре Первом.  Поскольку, по данным Сената на тот период в таких бегах числилось до 900 000 душ - чуть ли не каждый 12-й потенциальный налогоплательщик!
Прагматичный монарх, не церемонившийся в вопросах религии не стал сильно упирать на преследовании старообрядцев за их веру, но обложил двойными податями, за что и прозвали их "двоедане".
Даже бороду для отрицавших бритье староообрядцев Петр запрещать не стал, обложив ее, правда, отдельным налогом. Получилось - и людям свобода и казне достаток). Ничего не скажешь, Царь -модернизатор).
Двоедане, отрицавшие всякое вторжение светского государства в свою жизнь постоянно искали места где оно их достать не сможет.
Прибытие же воинских команд для разгона собравшихся в скитах людей или набора рекрутов в скудную солдатами пору  Северной да Семилетней войн играло роль спички в груде соломы-скиты вспыхивали один за другим.
Ситуация чуть более смягчилась к концу 18 началу 19 века,  практически разрядившись к началу 1900-х когда вышел манифест Николая Второго "Об укреплении начал веротерпимости".
К тому моменту в Тобольской губернии проживало лишь 78 тысяч двоедан, что составляло немногим более 5% от общего количества населения.
А вообще, к 1897 году их числилось более 2 млн. человек.
И если вначале двоедане селились вообще отдельно, то потом просто жили отдельными сообществами, не мешаясь с мирскими.
Так женитьба на мирской или выход замуж за мирского были под запретом.
Посуду, в которой мирскому давали пить или есть после того обязательно выбрасывали.
Особенно ценными у музееведов и экспертов считаются иконы и церковные книги двоедан, так как в силу гонений на их официальное производство многие из них относятся еще в дониконовской эпохе, и, в силу старины и редкости являются раритетом.
В нынешней Тюменской области особенно густо двоедане селились на территории нынешнего Упоровского, Исетского и Ялуторовского районов.
Одним из двоеданских сел считалось Солобоево -как едете по трассе Тюмень -Курган, налево сразу за мостом через Исеть. 
Кстати, известные на весь СССР старообрядцы из рода Агафьи Лыковы ушли в тайгу из наших мест, когда и здесь стало слишком шумно. Деревенька Лыково до сих пор есть в Упоровском районе.
Так что, если встретите человека, который крестится двумя перстами или поклоны кладет по-иному, знайте -перед вами двоеданин. Такой же как и вы православный...

  • 1
всё прочитал :-) и ни капельки "своих" двоедан Исетских (село Красново) не узнал. Обозленные на весь мир тунеядцы, которым всё равно кто ты и для чего ты к ним пришел. Не желающие работать, не мечтающие о великом будущем, отказавшиеся напрочь от личной гигиены и говорящие на сплошном мате. Папуасы и те цивилизацию только в лучших проявлениях принимают, а эти идиоты принимают только водовку.

У меня бабушка была из двоедан. До самой смерти не ела лосятину, почему - объяснить уж не могла, но не ела...а вообще "Хмель", "Конь рыжий" и "Черный тополь" считаю очень граммотно описывают жизнь староверов. Другое дело, что сейчас уже многое перевирается на свой лад и понимают люди законы старые так как хотят сами, но это не только у староверов такое.

Сейчас чисто двоеданских поселений по моему уже нет.

Друзья рассказывали, что дальше в Красноярском крае и у Байкала они встречали села староверские. Все таки "Староверы" больше нравится название, чем "Двоедане" )))

в наших краях их звали именно двоедане

У меня предки по отцу были старообрядцы. Правда, вряд ли их взгляды шли ещё от Никона. Вроде как в их регионе в сер. 18 века селилось много старообрядцев, так они местных и распропагандировали.

сложно было спропагандировать в двоедане -непростая у них жизнь была. В 19 веке в двоедане из простых православных перешло 500 человек, а в православие из двоедан -более 5000

Трудно объяснить эту ситуацию. Впрочем, известно, что более 50 лет тамошнее село было одним из крупнейших прибежищ беглых крестьян; барин даже на своих крепостных не мог найти управу, жаловался в Сенат, что те ничего ему не платят. А ведь барин был не кто попало, а самый богатый человек в России князь А.М. Черкасский, на тот момент один из трёх кабинет-министров, то есть член высшего государственного органа Империи, решения которого приравнивались к подписи императрицы.

Возможно, существовала ситуация, при которой налоговые факторы не имели значения при выборе веры: что так можно было ничего не платить, что этак.

судя по упоминанию барина речь идет не о Сибири.

Нет. Барин имел к Сибири только то отношение, что был вторым сибирским губернатором, а его отец последним тобольским воеводой.

тоже по матери были двоедане из Исетских... вот куда предки староверов ушли - в ЖЖ :))

сори, не предки конечно же, а потомки :))))

найдите сведения о них. Не все так печально как пишет Андрей.

(Удалённый комментарий)
пожалуйста. это не просто история -это жизнь наша и наших предков.

(Удалённый комментарий)

Двоедане - старообрядцы - кержаки

Спасибо за поднятую интересную тему!
Вообще-то сибирских старообрядцев называли "кержаки". "Двоеданами" царские чиновники в своих документах называли тех из них, кто попадал под учет и платил двойную дань. Так название и закрепилось.
А про родину Лыковых интересная статья:
http://www.suvenirograd.ru/impressions.php?id=2&lang=1

Re: Двоедане - старообрядцы - кержаки

Да читал про это. Речка Керженец в Нижегородье откуда происходили переселенцы, а позднее и тех кто переезжал с Вятки и Перми стали тоже так звать. Не обязательно староверов.

мои предки двоедане

мой прадед с бабкой были двоедане это по отцовской линии по линии мамы тоже самое я считаю себя двоеданином правда не знаю в коком поколении ,есть у нас деревня Нерпа где и сейчас живут люди старой веры и есть кладбище называут двоеданское там лежат кокието мои предки когда был маленький с дедом бабкой приходилось туда ходить в родительский день . деревня находитса в Упоровском районе .

Мои предки тоже были двоеданы и, кстати, у них посуду не выбрасывали после мирского, просто для мирских в доме всегда была отдельная посуда (как говорили:"для проходящего путника").

  • 1